«Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу»
М. Глинка.
В рамках проекта РНФ No 23-28-01839 «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)»
Памятник (мемориал) М.И.Глинке на Русском православном кладбище в Тегеле (Берлин - Рейникендорф) при Храме "святых равноапостольных и боговенчанных царей Константина и Елены"
Начало мемориалу было положено созданием русского православного
храма и кладбища в окрестностях деревень Дальдорф и Тегель на северо-
западе будущего Большого Берлина в 1892 / 94 гг. По призыву Алексея
Петровича Мальцева (1854-1915) к русской учащейся молодежи в Берлине
был организован поиск старых русских надгробий на разных берлинских
кладбищах с целью создания своего рода отечественного пантеона.
Так сюда была доставлена и надгробная плита с бывшей могилы Глинки на
Троицком кладбище, где она оставалась после эксгумации и отправки гроба
с телом композитора в Санкт - Петербург для погребения на Тихвинском
кладбище Александро-Невской лавры.
Надгробье было изготовлено в 1857 году по заказу немецкого друга и
учителя Глинки Зигфрида Вильгельма Дена (Siegfried Wilhelm Dehn, 1799 -
1858). Спешностью и отсутствием у Дена на момент изготовления надгробия
точных биографических сведений о Глинке частично объясняются недостатки и
ошибки в тексте.
Ошибка имеет место также на плите с лирой у подножья колонны с бюстом
Глинки: композитор родился 20 мая по старому, т.е. 1 июня 1804 года по новому
стилю, а не 2-го, как обозначено здесь. Указанная плита, колонна с бюстом и
стела были установлены советской военной администрацией в 1947 году
в связи с 90-летием со дня кончины М.И.Глинки в Берлине.
Нелишне упомянуть также об ошибке в дате нового стиля, допущенной в
русском и немецком текстах на памятных досках при входе на территорию
кладбища. Доски были изготовлены к 100-летию со дня освящения храма. В 1894
году это произошло 21 мая и, соответственно, 2 июня по новому стилю, а не 3-го,
как выгравировано на досках с ориентацией, вероятно, на плиту с лирой под
колонной, на которой находится бюст М.И.Глинки.
Бюст на колонне исполнен в 1947 году скульптором Масютиным на основе
последней прижизненной фотографии Глинки, сделанной в Санкт - Петербурге
С. Л. Левицким за день до 27 апреля / 9 мая 1856 г., когда композитор покидал
Россию, направляясь в Берлин.
За последние несколько лет благодаря усилиям православной общины,
создавшейся при храме св. Константина и Елены(настоятель храма - протоиерей
отец Сергий) кладбище приведено в хороший порядок, мемориалу М.И.Глинки
также уделяется внимание: в мае 2008 года подновлена краска на буквах текста
первоначальной надгробной плиты, причем поверх стершейся краски в местах,
обозначенных выше знаком вопроса, были нанесены правильные цифры
(историческая гравировка не нарушена), вместе с тем допущена и отсебятина:
рисовальщик нанес на слово Gouv.(губ., т.е. губерния) понятое им как Gem. (гем.,
т.е. сокращение немецкого слова Gemeinde, что значит "община", чем добавил
очередную ошибку, несть им числа!).
К краям стелы еще ранее (в конце 90-х годов) были придвинуты находившиеся до
того несколько в стороне от мемориала две декоративные фигуры - молящейся
женщины и ангела в женском образе - высотой 96 см и 107,5 см, каждая на
пьедестале 72 см и 70 см соответственно.
Это добавление придало гражданскому мемориалу культовый характер и к тому
же оно представляется спорным, ибо сделано путем использования чужеродных
фигур, изначально стоявших в изголовье двух надгробий над захоронениями
русских детей, погибших во время 2-ой мировой войны. Они находятся на
расстоянии около одного метра с правой и с левой стороны от площадки
мемориала.
Справедливости ради следует указать, что у одного из этих надгробий община
уже установила стандартный крест, как и на ряде других захоронений, ранее
его утративших; к другому, видимо, вскоре будет добавлен такой же.
Источник: http://samlib.ru/f/fost_j_n/2_autograf.shtml