«Нам предстоит задача серьезная!
Выработать собственный свой стиль
и проложить для оперной русской музыки новую дорогу»
М. Глинка.
В рамках проекта РНФ No 23-28-01839 «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)»
Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Мемориал в честь М.И.Глинки
Мемориал в честь М.И.Глинки
Мемориал в честь М.И.Глинки
Памятник (мемориал) М.И.Глинке на Русском православном кладбище в  Тегеле (Берлин - Рейникендорф) при Храме "святых равноапостольных и  боговенчанных царей Константина и Елены"
Начало мемориалу было положено созданием русского православного
   храма и кладбища в окрестностях деревень Дальдорф и Тегель на северо-
   западе будущего Большого Берлина в 1892 / 94 гг. По призыву Алексея
   Петровича Мальцева (1854-1915) к русской учащейся молодежи в Берлине
   был организован поиск старых русских надгробий на разных берлинских
   кладбищах с целью создания своего рода отечественного пантеона.
   Так сюда была доставлена и надгробная плита с бывшей могилы Глинки на
   Троицком кладбище, где она оставалась после эксгумации и отправки гроба
   с телом композитора в Санкт - Петербург для погребения на Тихвинском
   кладбище Александро-Невской лавры.
   Надгробье было изготовлено в 1857 году по заказу немецкого друга и
   учителя Глинки Зигфрида Вильгельма Дена (Siegfried Wilhelm Dehn, 1799 -
   1858). Спешностью и отсутствием у Дена на момент изготовления надгробия
   точных биографических сведений о Глинке частично объясняются недостатки и
   ошибки в тексте.
   Ошибка имеет место также на плите с лирой у подножья колонны с бюстом
   Глинки: композитор родился 20 мая по старому, т.е. 1 июня 1804 года по новому
   стилю, а не 2-го, как обозначено здесь. Указанная плита, колонна с бюстом и
   стела были установлены советской военной администрацией в 1947 году
   в связи с 90-летием со дня кончины М.И.Глинки в Берлине.
   Нелишне упомянуть также об ошибке в дате нового стиля, допущенной в
   русском и немецком текстах на памятных досках при входе на территорию
   кладбища. Доски были изготовлены к 100-летию со дня освящения храма. В 1894
   году это произошло 21 мая и, соответственно, 2 июня по новому стилю, а не 3-го,
   как выгравировано на досках с ориентацией, вероятно, на плиту с лирой под
   колонной, на которой находится бюст М.И.Глинки.
   Бюст на колонне исполнен в 1947 году скульптором Масютиным на основе
   последней прижизненной фотографии Глинки, сделанной в Санкт - Петербурге
   С. Л. Левицким за день до 27 апреля / 9 мая 1856 г., когда композитор покидал
   Россию, направляясь в Берлин.
   За последние несколько лет благодаря усилиям православной общины,
   создавшейся при храме св. Константина и Елены(настоятель храма - протоиерей
   отец Сергий) кладбище приведено в хороший порядок, мемориалу М.И.Глинки
   также уделяется внимание: в мае 2008 года подновлена краска на буквах текста
   первоначальной надгробной плиты, причем поверх стершейся краски в местах,
   обозначенных выше знаком вопроса, были нанесены правильные цифры
   (историческая гравировка не нарушена), вместе с тем допущена и отсебятина:
   рисовальщик нанес на слово Gouv.(губ., т.е. губерния) понятое им как Gem. (гем.,
   т.е. сокращение немецкого слова Gemeinde, что значит "община", чем добавил
   очередную ошибку, несть им числа!).
   К краям стелы еще ранее (в конце 90-х годов) были придвинуты находившиеся до
   того несколько в стороне от мемориала две декоративные фигуры - молящейся
   женщины и ангела в женском образе - высотой 96 см и 107,5 см, каждая на
   пьедестале 72 см и 70 см соответственно.
   Это добавление придало гражданскому мемориалу культовый характер и к тому
   же оно представляется спорным, ибо сделано путем использования чужеродных
   фигур, изначально стоявших в изголовье двух надгробий над захоронениями
   русских детей, погибших во время 2-ой мировой войны. Они находятся на
   расстоянии около одного метра с правой и с левой стороны от площадки
   мемориала.
   Справедливости ради следует указать, что у одного из этих надгробий община
   уже установила стандартный крест, как и на ряде других захоронений, ранее
   его утративших; к другому, видимо, вскоре будет добавлен такой же.
Источник: http://samlib.ru/f/fost_j_n/2_autograf.shtml

Ларош Г.А.избранные статьи. М.И. Глинка. вып.1

Ларош Г.А. Глинка и Европа "Руслан и Людмила" "Жизнь за царя"
Несбывшаяся Италия Михаила Глинки

Несбывшаяся Италия Михаила Глинки

Глинка и Европа Публикации
ВКЛАД М.И. ГЛИНКИ В РАЗВИТИЕ РУССКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРОВОГО ИСКУССТВА

ВКЛАД М.И. ГЛИНКИ В РАЗВИТИЕ РУССКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРОВОГО ИСКУССТВА

Влияние творчества Глинки Публикации
Глинка и его значение в истории музыки

Глинка и его значение в истории музыки

Ларош Г.А. Влияние творчества Глинки
Новости 1 - 4 из 14
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все