«Нам предстоит задача серьезная!
Выработать собственный свой стиль
и проложить для оперной русской музыки новую дорогу»
М. Глинка.
В рамках проекта РНФ No 23-28-01839 «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)»
Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Главная / После торжества закладки памятника М.И. Глинке
После торжества закладки памятника М.И. Глинке
М.Н. Катков

После торжества закладки памятника М.И. Глинке

   Ниже читатели найдут статью г. Лароша, посвященную характеристике Михаила Ивановича Глинки и вызванную недавним торжеством закладки памятника ему в Смоленске. Как ни скромны были размеры этого торжества, привлекшего весьма небольшое число иногородных посетителей и не вызвавшего в нашей печати никакого отклика дальше фактических отчетов о происходившем на празднике, самый факт сооружения памятника величайшему из русских музыкантов составляет один из тех отрадных симптомов нравственного выздоравливания, которые в последнее время все чаще случается наблюдать в русском обществе. Еще недавно с высоты журнальных кафедр искусство было объявлено праздным и детским баловством, и в публике люди, озабоченные тем, чтобы показать, что они не отстали от успехов современной мысли, наперерыв глумились над "стишками", "лирикой" и "эстетикой". Казалось, мы были на дороге к полному одичанию; казалось, мы стремились стать на уровень тех не имеющих истории народов, для которых ежедневное удовлетворение физических потребностей составляет единственную цель жизни и предел вожделений. Но если посетившее нас умопомрачение было ужасно, оно, к счастию, было и непродолжительно. Немного лет после того, как журнальная критика объявила Пушкина пустым и бессодержательных стихоплетом, освящение его памятника было встречено всеобщим взрывом неподдельного энтузиазма. Теперь мы вспомнили другой долг, лежавший на русском народе: мы принялись строить памятник нашему музыкальному Пушкину, создателю русской музыки как самобытной национальной школы, равноправной с западноевропейскими и богатой приобретениями длинного ряда веков. Недавно многие у нас отказывали в праве на существование всякому искусству, даже поэзии, имеющей так много точек соприкосновения с разнообразнейшими интересами жизни и мысли; теперь мы преклоняемся пред самым отдаленным от практической сферы, самым бесплотным и идеальным из искусств, пред музыкой. Нельзя не признать многознаменательность такого явления. У нас в особенности последние годы ознаменовались оживлением музыкальной деятельности: возникают все новые музыкальные общества, музыкальные училища, оперные театры, и можно надеяться, что богатые музыкальные силы, дремлющие в нашем народе, не будут уже пропадать втуне, как большею частию пропадали до сих пор. Наряду с провозглашением самого грубого и цинического утилитаризма на глазах наших расцветает искусство, наиболее отдаленное от базарной суеты будничных интересов, наиболее погруженное в "звуки сладкие" и "молитву". Идеальные интересы не так заглохли в нас, как мы сами в ослеплении нашем порой этого желали; чувство изящного, потребность гармонии и красоты оказывается в нас сильнее тенденциозного безвкусия, напускного пристрастия к безобразному, и эстетические наслаждения, вчера еще осмеянные нами в теории, сегодня на практике порабощают нас своим всесильным очарованием. Будем надеяться, что эта любовь к прекрасному, восторжествовавшая над предрассудком и заблуждением, не преминет оказать благодетельное воспитательное действие на грядущие поколения и что она окажется могущественною союзницей цивилизации в борьбе с тем варварством, к которому хотят воротить нас разрушительные теории и разрушительные инстинкты.
  
   Впервые опубликовано: Московские Ведомости. 1883. 29 сентября. No 270.
  

Ларош Г.А.избранные статьи. М.И. Глинка. вып.1

Ларош Г.А. Глинка и Европа "Руслан и Людмила" "Жизнь за царя"
Несбывшаяся Италия Михаила Глинки

Несбывшаяся Италия Михаила Глинки

Глинка и Европа Публикации
ВКЛАД М.И. ГЛИНКИ В РАЗВИТИЕ РУССКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРОВОГО ИСКУССТВА

ВКЛАД М.И. ГЛИНКИ В РАЗВИТИЕ РУССКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРОВОГО ИСКУССТВА

Влияние творчества Глинки Публикации
Глинка и его значение в истории музыки

Глинка и его значение в истории музыки

Ларош Г.А. Влияние творчества Глинки
Новости 1 - 4 из 14
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все