«Нам предстоит задача серьезная!
Выработать собственный свой стиль
и проложить для оперной русской музыки новую дорогу»
М. Глинка.
В рамках проекта РНФ No 23-28-01839 «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)»
Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Главная / «Камаринская» М. Глинки и концерт для гуслей В. Бибергана: жизнь традиций.
«Камаринская» М. Глинки и концерт для гуслей В. Бибергана: жизнь традиций.
Бильченко Е.В., Миняков И.Д. «Камаринская» М. Глинки и концерт для гуслей В. Бибергана: жизнь традиций. 

Вопросы культурологии Том 21, № 9 (236). 2024. – С. 786-796.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01839, https://rscf.ru/project/23-28-01839/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.
 
Одним из важнейших качеств русской культуры является ее сложное, от эпохи к эпохе изменяющееся отношение к традиционности как основе бытия. Сказанное вполне имеет отношение и к академической музыке, в которой следы преемственности маркируют не только то или иное стилевое направление, но и мировоззрение конкретного автора. Посредством структурного анализа различных сочинений возможно установить зоны влияния, свойственные значительным явлениям искусства по отношению к последующим опусам, принадлежащим перу последователей. В настоящей статье рассмотрены стилевые параллели между «Камаринской» М.И. Глинки и Концертом для гуслей звончатых и русского народного оркестра В.Д. Бибергана. Несмотря на имеющиеся очевидные отличия, последовательно приводятся доводы, позволяющие утверждать наличие композиционных связей между названными сочинениями. Были установлены основные сферы соприкосновения между симфоническим скерцо и гусельным концертом. К ним относятся опора на фольклорные интонации, вариантная черта, фактурные решения, направленные на динамизацию формы, тембровая драматургия, основанная на дифференциации звучаний. Применительно к принципам развития рассматривается роль повторов, модуляций и мотивной техники.

 Ключевые слова: традиция, Михаил Глинка, Вадим Биберган, «Камаринская», концерт для гуслей, фольклор, вариантность, фактура, тембр.
Скачать
САМОСОЗНАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

САМОСОЗНАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Атанова А. А. Бильченко Е. В. Лащенко С. К. Публикации
Композиционный прием «шпильбрехер»: русская музыкальная классика и современность.

Композиционный прием «шпильбрехер»: русская музыкальная классика и современность.

Миняков И.Д. Бильченко Е. В. музыкальная критика инструментальные сочинения Публикации
«Камаринская» М. Глинки и концерт для гуслей В. Бибергана: жизнь традиций.

«Камаринская» М. Глинки и концерт для гуслей В. Бибергана: жизнь традиций.

Бильченко Е. В. Миняков И.Д. Романсы и песни музыкальная критика интерпретации произведений «Камаринская» Публикации
«Жаворонок» М.И. Глинки в транскрипциях М.А. Балакирева и И.Я. Паницкого

«Жаворонок» М.И. Глинки в транскрипциях М.А. Балакирева и И.Я. Паницкого

Атанова А. А. Завирюха В.И. Миняков И.Д. Романсы и песни музыкальная критика интерпретации произведений Публикации
Новости 1 - 4 из 45
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все