«Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу»
М. Глинка.
В рамках проекта РНФ No 23-28-01839 «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)»
Главная /
Композиционный прием «шпильбрехер»: русская музыкальная классика и современность.
Композиционный прием «шпильбрехер»: русская музыкальная классика и современность.
Бильченко Е.В., Миняков И.Д. Композиционный прием «шпильбрехер»: русская музыкальная классика и современность.
Вопросы культурологии Том 21, № 9 (236). 2024. – С. 797-807.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01839, https://rscf.ru/project/23-28-01839/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.
Статья посвящена формальному приему «шпильбрехер», регулярно встречающемуся в сочинениях выдающихся русских композиторов — М. Глинки, П. Чайковского, Д. Шостаковича. В контексте композиторов-классиков прием рассмотрен на примере творчества известного петербургского композитора Вадима Бибергана. Композиционное решение приема «шпильбрехер» направлено на маркирование кульминации за счет качественного преобразования звучащего материала и изменения логики его развития. Методология экстраполяции и компаративистики, обращения к наследию М. Глинки, П. Чайковского, Д. Шостаковича дает возможность дальнейшего исследования данного приема в творчестве современных композиторов. Обращение к приему в сочинениях М. Глинки, П. Чайковского, Д. Шостаковича подчеркивает его независимость от музыкальной эпохи. Итогом работы стали выявление, дефиниция и описание приема на основе выбранного для анализа материала и вывод о том, что знакомство с приемом может иметь значение как для исполнителей, так и для широкого круга интересующихся лиц.
Ключевые слова: Вадим Биберган, композиционный прием, шпильбрехер, русский народный оркестр, Михаил Глинка, Петр Чайковский, Дмитрий Шостакович.