«Нам предстоит задача серьезная!
Выработать собственный свой стиль
и проложить для оперной русской музыки новую дорогу»
М. Глинка.
В рамках проекта РНФ No 23-28-01839 «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)»
Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Романс "Жаворонок"
Романс "Жаворонок"
Романс "Жаворонок"
«Жаворонок» - задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью.

История создания

История возникновения романса «Жаворонок» неразрывно связана с созданием Михаилом Ивановичем Глинкой вокального цикла «Прощание с Петербургом», сочинению которого предшествовала череда печальных событий, наполнявших жизнь маэстро во второй половине тридцатых годов. Сначала смерть Александра Сергеевича Пушкина, которого он считал своим кумиром, выбила его из колеи. Затем из жизни ушёл младший брат композитора, на похоронах которого Михаил Иванович узнал о неверности жены.  Душевное опустошение маэстро было таково, что он совершенно забросил работу над оперой «Руслан и Людмила». Находясь в расстроенных чувствах, Глинка ушёл от супруги и отказался от должности капельмейстера придворной Певческой капеллы, чем весьма огорчил самого императора. В то непростое для композитора время он находил утешение только в общении с одним человеком - Екатериной Керн. С «милой Е.К.» Михаил Иванович познакомился в стенах Смольного института, где девушка работала воспитательницей, а маэстро навещал семью своей сестры, которая проживала в казённой квартире при учебном заведении. Частые встречи с Катенькой положительно сказывались на душевном состоянии Глинки. Он начинал чувствовать, что счастлив и силы вновь возвращаются к нему.
Настроение Глинки в тот момент омрачалось лишь предстоящей длительной тяжбой по бракоразводному процессу, а также болезнью, которая внезапно постигла его возлюбленную. После выздоровления Катеньки у Михаила Ивановича зародился замысел вместе с девушкой покинуть Россию и за границей тайно вступить с ней в брак, так как родственники и с той, и с другой стороны были против их отношений.    
    
Важно также отметить, что в то время Глинка сильно дружески сблизился с братьями Кукольниками, которые пользовались большим уважением в петербургских литературных кругах. Квартира, где они проживали, располагавшаяся в Фонарном переулке, была излюбленным местом встречи творческих людей. Частенько туда захаживал и Михаил Иванович. Так, в один из майских вечеров 1840 года композитор в беседе с хозяином дома Нестором Кукольником поведал ему о своей идее: создать ряд романсов. Поскольку Глинка планировал в ближайшее время покинуть родину, то при общем согласии поэта и композитора было решено создать цикл с названием «Прощание с Петербургом».
Стихотворные тексты Нестора Кукольника, на которые композитор создавал вокальные миниатюры, не были связаны единой сюжетной линией, однако Михаил Иванович объединял композиции тем, что отразил в них эмоциональное состояние человека, предстоявшему покинуть родные места, и совершить увлекательное путешествие. Сочинение сборника при творческой поддержке Нестора Кукольника продвигалось довольно быстро и к 9 августа вокальный цикл «Прощание с Петербургом», в состав которого вошёл романс «Жаворонок», был завершён. Композитор тем временем ещё не отказывался от своих намерений и готовился к поездке за границу. Братья Кукольники, с большим уважением относившиеся к Глинке, решили перед отъездом композитора устроить для него прощальную вечеринку, на которой Михаил Иванович с большим вдохновением исполнял свои новые вокальные сочинения. На следующий день композитор действительно уехал, но не в солнечную Италию со своей возлюбленной, как он рассчитывал, а по настоянию своей матери в родовое поместье Новоспасское. В Петербург Глинка вернулся уже через месяц и был приятно удивлён тем, что музыкальное издательство «Одеон» Петра Ивановича Гурскалина напечатало сборник «Прощание с Петербургом» и соответственно вошедший в него романс «Жаворонок». Цикл раскупили настолько быстро, что удвоив тираж его вскоре издали повторно.
Интересные факты

    Романс «Жаворонок» наряду «Попутной песней», является самым популярным произведением из вокального цикла Михаила Глинки «Прощание с Петербургом».
    Свою вокальную миниатюру «Жаворонок» Михаил Иванович посвятил поэту Александру Николаевичу Струговщикову, прославившемуся своими переводами произведений Гёте и Шиллера.
    Выдающийся русский композитор Балакирев был так очарован наивной прелестью и задушевной простотой напева романса «Жаворонок», что положил его тематический материал в основу своей фортепианной фантазии. Произведение Милия Алексеевича ещё больше способствовало популяризации этого романса.
    Нестор Кукольник при жизни был весьма популярным литератором. Он писал свои произведения в самых различных жанрах, выпускал газету и журналы и при этом называл себя самым великим поэтом своего времени. Однако если бы Михаил Иванович Глинка не написал романсы на тексты этого заносчивого сочинителя про его произведения в нынешнее время никто бы и не вспомнил.
    
По материалам сайта https://soundtimes.ru/
Скачать
Михаил Глинка. Его жизнь и музыкальная деятельность

Михаил Глинка. Его жизнь и музыкальная деятельность

Базунов С. А. Глинка и его эпоха Архивные материалы
Без царя, Бога и москалей. Как в СССР переписывали текст первой русской оперы

Без царя, Бога и москалей. Как в СССР переписывали текст первой русской оперы

отзывы и рецензии "Жизнь за царя" Публикации
М.И. Глинка : Его жизнь и муз. деятельность

М.И. Глинка : Его жизнь и муз. деятельность

Глинка и его эпоха Публикации Архивные материалы
«Руслан» и Русланисты

«Руслан» и Русланисты

Серов А. Н. "Руслан и Людмила" Публикации
Новости 1 - 4 из 82
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все