«Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу»
М. Глинка.
В рамках проекта РНФ No 23-28-01839 «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)»
В статье рассматривается влияние на творчество М. И. Глинки античной культуры. Впервые анализируется история его знакомства с античным наследием в годы учёбы в Благородном пансионе, где основным наставником в области литературы античности являлся И. Е. Колмаков. В статье характеризуется возможная связь Колмакова с Киево-Могилянской академией, где обучение велось на латинском языке, что позволило Колмакову успешно обучать латыни и латинской литературе воспитанников Пансиона.
Особое внимание уделено интересу Глинки к Овидию и его «Метаморфозам». Познакомившись с сочинением ещё в Пансионе, он сохранил эту литературную привязанность до последних лет жизни. Впервые доказывается, что интерес Глинки к творчеству античных классиков также затрагивал произведения Гомера. Немалое внимание композитор уделил научному прозаическому переводу Илиады и Одиссеи с предисловием и комментариями m-me Dacier (Дасье). Даётся общая характеристика вклада m-me Dacier в изучение античного наследия. Упоминается также, что интерес Глинки к Овидию был шире знакомства только с сюжетной основой «Метаморфоз».Немалый интерес композитора вызвало издание Овидия, возможно, — с гравюрами Шарля Лебрена.
Специальный раздел статьи посвящён анализу особенностей творческого претворения Глинкой традиций античной культуры. В частности, впервые рассматривается характер, принципы и особенности использования композитором выразительных возможностей гекзаметра. Предметом анализа становятся финал оперы «Руслан и Людмила», а также Рондо Фарлафа, демонстрирующее возможности пародийного использования гекзаметра.
Рассматриваются также возможные параллели между образностью и идейной направленностью опер Глинки и античной традицией. С этой точки зрения наиболее убедительной выглядит фигура Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя». Созданный Глинкой образ возвышается до уровня Героя античных трагедий. Не менее характерна и трактовка Глинкой ряда эпизодов «Руслана и Людмилы». В
частности, — в сцене поединка Руслана с Головой.
В Заключении отмечается перспективность изучения античных реминисценций в наследии Глинки.