«Нам предстоит задача серьезная!
Выработать собственный свой стиль
и проложить для оперной русской музыки новую дорогу»
М. Глинка.
В рамках проекта РНФ No 23-28-01839 «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)»
Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Античный ген в наследии М. И. Глинки
Античный ген в наследии М. И. Глинки
Лащенко С.К.

Античный ген в наследии М. И. Глинки

Журнал «Платоновские исследования». 2024. № 20 (2024/1)
https://elibrary.ru/title_about.asp?id=55223

В статье рассматривается влияние на творчество М. И. Глинки античной культуры. Впервые анализируется история его знакомства с античным наследием в годы учёбы в Благородном пансионе, где основным наставником в области литературы античности являлся И. Е. Колмаков. В статье характеризуется возможная связь Колмакова с Киево-Могилянской академией, где обучение велось на латинском языке, что позволило Колмакову успешно обучать латыни и латинской литературе воспитанников Пансиона.
Особое внимание уделено интересу Глинки к Овидию и его «Метаморфозам». Познакомившись с сочинением ещё в Пансионе, он сохранил эту литературную привязанность до последних лет жизни. Впервые доказывается, что интерес Глинки к творчеству античных классиков также затрагивал произведения Гомера. Немалое внимание композитор уделил научному прозаическому переводу Илиады и Одиссеи с предисловием и комментариями m-me Dacier (Дасье). Даётся общая характеристика вклада m-me Dacier в изучение античного наследия. Упоминается также, что интерес Глинки к Овидию был шире знакомства только с сюжетной основой «Метаморфоз».Немалый интерес композитора вызвало издание Овидия, возможно, — с гравюрами Шарля Лебрена.
Специальный раздел статьи посвящён анализу особенностей творческого претворения Глинкой традиций античной культуры. В частности, впервые рассматривается характер, принципы и особенности использования композитором выразительных возможностей гекзаметра. Предметом анализа становятся финал оперы «Руслан и Людмила», а также Рондо Фарлафа, демонстрирующее возможности пародийного использования гекзаметра.
Рассматриваются также возможные параллели между образностью и идейной направленностью опер Глинки и античной традицией. С этой точки зрения наиболее убедительной выглядит фигура Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя». Созданный Глинкой образ возвышается до уровня Героя античных трагедий. Не менее характерна и трактовка Глинкой ряда эпизодов «Руслана и Людмилы». В
частности, — в сцене поединка Руслана с Головой.
В Заключении отмечается перспективность изучения античных реминисценций в наследии Глинки.

  Ключевые слова: Глинка, Благородный пансион, Овидий «Метаморфозы», либретто, гекзаметр.
Скачать
 Механизмы самопознания и самопрезентации творческой личности: к постановке проблемы.

Механизмы самопознания и самопрезентации творческой личности: к постановке проблемы.

Лащенко С. К. Публикации
Композитор и царь: (М. И. Глинка и Император Николай I)

Композитор и царь: (М. И. Глинка и Император Николай I)

Лащенко С. К. Глинка и его эпоха Публикации
М. И. ГЛИНКА. «К 150-летию со дня рождения»

М. И. ГЛИНКА. «К 150-летию со дня рождения»

Сабанеев Л.Л. Публикации
Контексты, подтексты и «посттексты» творчества М. И. Глинки.

Контексты, подтексты и «посттексты» творчества М. И. Глинки.

Демченко А.И. Публикации
Новости 1 - 4 из 40
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все