«Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу»
М. Глинка.
В рамках проекта РНФ No 23-28-01839 «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)»
Главная /
Механизмы самопознания и самопрезентации творческой личности: к постановке проблемы.
Механизмы самопознания и самопрезентации творческой личности: к постановке проблемы.
Лащенко С. К. Механизмы самопознания и самопрезентации творческой личности: к постановке проблемы.
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности феноменов самопознания и самопрезентации в мемуарных памятниках творческих личностей. На примере русского культурного наследия первой половины 19 века анализируется феномен эго-литературы и факторы, способствовавшие специфическому подходу художников (в широком смысле слова) к её созданию. Обращается внимание на отношение творческой личности к будущности своего мемуарного текста.
Для выделения показательных черт эго-литературы используется понятие autofiction (фр., буквально — «самовымысел», «самосочинение»), относимое к явлениям, возникающим на грани документалистики и художественной прозы.
Автор полагает, что именно литература autofiction является наиболее приемлемой для творческой личности разновидностью мемуарных текстов, позволяющей, с одной стороны, удержаться в рамках документальной оправданности, с другой, — в полной мере проявить специфику творческой индивидуальности, склонной к фантазийности и отличающейся повышенным эгоцентризмом.
Обзор особенностей жанровых разновидностей литературы autofiction позволяет уточнить степень заинтересованности писателей и художников в каждой из них. Специальное внимание уделяется русским музыкантам как авторам литературы autofiction, анализируются причины определённого отставания музыкальной составляющей в общем массиве отечественной эго-литературы.
Ключевые слова: Самопознание, самопрезентация, творческая личность, эго-литература, литература autofiction.