«Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу»
М. Глинка.
В рамках проекта РНФ No 23-28-01839 «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)»
Главная /
Зеркала памяти. Людмила Шестакова и Михаил Глинка. Статья вторая.
Настоящая статья — продолжение рассмотрения первой из серии мемуарных статей Л. И. Шестаковой (1816–1906) с точки зрения соотношения вспоминавшегося ею — с той самооценкой и теми формами самопрезентации, какие определял для себя сам М. И. Глинка. В центре внимания — утверждение Шестаковой об «угасании» творческого дара Глинки, его малой творческой активности и возникавшего время от времени желания вовсе оставить музыку. Анализируются истоки подобного взгляда. Прослеживаются параллели с отношением общества к позднему этапу творческой эволюции А. С. Пушкина. Предпринимается попытка найти и обосновать побудительные причины формирования такого взгляда на деятельность композитора. Предполагается, что его истоки коренились в недостаточной музыкальной осведомлённости Шестаковой, превратно понимаемого ею существа композиторского творчества брата, стремлении упрочить в его деятельности интерес к крупной форме. Новые творческие ориентиры брата и, в частности, его интерес к русской духовной музыке, Шестакова интерпретировала явлением достаточно случайным, возникшим поздно и не отвечающим его действительным творческим интересам. Доказывается: воспоминания Шестаковой, представленные в статье, в немалой степени поспособствовали формированию дожившего в значительной части до нашего времени мифа о бесплодности последнего этапа композиторского творчества. Предпринятый в статье Шестаковой опыт реконструкции деятельности Глинки спустя полтора десятка лет после его кончины — результат субъективного взгляда сестры на наследие Глинки последних лет его жизни, серьёзно повлиявший на отечественную «глинкиниану» 19-го — 20-го веков.