«Нам предстоит задача серьезная!
Выработать собственный свой стиль
и проложить для оперной русской музыки новую дорогу»
М. Глинка.
В рамках проекта РНФ No 23-28-01839 «Механизмы самосознания и самопрезентации креативной личности в русской культуре (на материале творчества М.И.Глинки)»
Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Вальс-фантазия. Скерцо
Вальс-фантазия. Скерцо
Вальс-фантазия. Скерцо
Михаил Глинка. Вальс-фантазия. Скерцо для оркестра. Издание А.Гутхейль, переплет: мягкий. Ноты "Вальса-фантазии" (скерцо) для оркестра начала прошлого века, для игры на фортепиано в две руки.

«Вальс – фантазия» занимает особое место в творчестве Глинки. Это одно из самых романтических сочинений композитора. Вальс посвящен Екатерине Ермолаевне Керн, дочери Анны Петровны Керн, воспетой Пушкиным. Он был написан в 1839 году как простая пьеса для фортепиано. Много позднее Глинка оркестровал её. Есть несколько оркестровых версий, последняя сделана Глинкой незадолго до смерти, в 1856 году. Вальс-фантазия, как и указано в названии, это больше чем вальс и больше чем танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма. Основная тема произведения – задумчивая, мечтательно-задушевная; повышение IV ступени и тритоновая интонация вносят в нее трогательный щемящий оттенок.

История создания

1839 год. Михаил Иванович Глинка находится в Санкт-Петербурге. Композитор уже известен как отличный сочинитель романсов и песен. Сейчас он работает над первой оперой. Но все не так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Разочарованный в собственной супруге, молодой музыкант вынужден жить в доме сестры. В один из вечеров Михаил встретил Екатерину Керн и влюбился. Она вдохновила его на создание романса «Я помню чудное мгновенье», который в свою очередь Александр Сергеевич посвятил матери девушки. Тогда же он и начал создавать пьесу для фортепиано, носившую название «Вальс-фантазия». В этом потрясающем произведении он рисует образ любимой, легко кружащейся в танце.

Любовь оказалась взаимной, но мимолетной. Два человека, находящиеся в браке, не могли разорвать эти узы, поэтому им пришлось расстаться. Тогда молодая девушка уехала на лечение на Кавказ. Прошло три года. Катерина вновь приехала в Санкт-Петербург. Она ждала встречи с Михаилом, но он больше ничего не чувствовал. Вернув все письма, написанные Керн, он с легким сердцем отправился путешествовать по Европе.

Огромная популярность композиции привела к тому, что ее оркестровал один из знаменитых дирижеров – Й. Герман. Он постоянно уточнял у Глинки, как по его мнению должна выглядеть оркестровка, но, тем не менее, дирижер не оправдал надежд и композитор остался недоволен полученным результатом. Тогда в 1845 году, прибывая в столице Франции, он написал собственную версию. Оно получило название «Скерцо в форме вальса». Премьера прошла в одном из концертных залов Парижа. Публика с огромным восторгом приняла сочинение, наполненное лиричностью и проникновенностью.

1856 год. Композитор посмотрел на произведение под другим углом . Он решил, что танцевальность в той мере не уместна для столь изящной пьесы. Оркестровка получилась более прозрачной и поэтичной. Именно в ней были воплощены все грезы, тоска по уходящей молодости, несбывшиеся надежды. Все промчалось словно в танце, оставив после себя только возможность пофантазировать на тему, как все могло бы случиться в прошлом, если бы мы поступили иным образом.

Интересные факты

Оркестрованная версия носила название «Скерцо в форме вальса».
«Вальс-фантазия» Глинки был использован в знаменитом сериале «Готэм», выпущенном в 2015 году.
Официально произведение посвящено мужу сестры Д. Струневу, но это лишь прикрытие, чтобы не скомпрометировать замужнюю Екатерину Керн.
Первоначально оркестровка была сделана Й. Германом популярным в те года дирижером. Несмотря на то, что он брал рекомендации у автора, композитор остался крайне недоволен полученным результатом и создал собственную версию.
Ноты первой версии для оркестра были потерянны, поэтому сейчас невозможно услышать, как звучало сочинение.
Поклонником творчества Глинки являлся Гектор Берлиоз. Особенно он ценил «Вальс-фантазию».
Финальная оркестровая версия посвящена К. Булгакову, являвшемуся лучшим другом музыканта.

Содержание

Существует три версии произведения, каждая из которых имеет собственный музыкальный подтекст. Наиболее интересна для рассмотрения с точки зрения драматургии финальная оркестровка произведения.

Вальс-фантазия – это не просто танец, ведь композитор сумел вложить в бытовой жанр глубокое содержание, усложнил форму. Ритмы вальса превратились в настоящий поэтический роман.

Вальс

Бравурное вступление настраивает слушателя на атмосферу бала. Внезапно появляется основная тема. Она серьезно отличается от предыдущего музыкального материала. Легкая, лиричная и женственная особенно хорошо звучит в тембре скрипки и подголосками флейт и кларнетов. Поддерживает столь изящную тему прозрачный аккомпанемент струнной группы в ритме вальса. Есть ощущение незавершенности, загадки, устремленности вперед.

Тональность си минор добавляет элегичности, усугубляет это ощущение неразрешенная повышенная шестая ступень. Последовательно одна за другой сменяются разнообразные грустные и веселые, женственные и мужественные, изящные и грубоватые, но все одинаково красивые темы. Они как воспоминания о прошлом. Танцевальность главенствует в данном эпизоде. Словно человек оказывается в этом волшебном мире бала, тем не менее эти темы лишь фон. Главной остается эта прекрасная женственная и лирическая тема. Слушатель понимает, что что-то изменилось в этом хрупком образе. Она драматизировалась, отчаянное звучание разрастается до крика души, выражающегося в динамике фортиссимо всего оркестра. Это момент кульминации. Впечатление усиливает проведение короткого мотива, вычлененного из мелодии, в секвенции (в дальнейшем это будет любимый прием у Петра Ильича Чайковского для обозначения драматизации образа).

Далее все стихает, но лишь на мгновенье. Тема появляется в конце. Она закольцовывает этот музыкальный мир, оставляя после себя особенное чувство. Это короткая вспышка быстро угасает и приводит к коде. В построении аккорды каданса будут перемешаны с далекими отголосками темы. Они подчинены вальсовой ритмики, но их покорное звучание имеет в себе непреодолимую грусть. В замедленном варианте проводится элегическая тема, которая оборвется вступлением, которое так и осталось бравурным и пафосным. Бал и общество, которое находится на карнавале жизни, заглушило крик души. Счастье, как мимолетные картинки промчалось мимо. Была ли это лишь иллюзия или все и в правду могло состояться? Ответа нет, остался только мир бала.

«Вальс-фантазия» Михаила Ивановича Глинки внес огромный вклад в дальнейшее развитие отечественной симфонической музыки. Ведь именно благодаря этому сочинению вырастет русская лирико-психологическая симфония, которая в полной мере сможет отразить внутренний мир человека, со всеми его чувствами и эмоциями.
Скачать
Михаил Глинка. Его жизнь и музыкальная деятельность

Михаил Глинка. Его жизнь и музыкальная деятельность

Базунов С. А. Глинка и его эпоха Архивные материалы
Без царя, Бога и москалей. Как в СССР переписывали текст первой русской оперы

Без царя, Бога и москалей. Как в СССР переписывали текст первой русской оперы

отзывы и рецензии "Жизнь за царя" Публикации
М.И. Глинка : Его жизнь и муз. деятельность

М.И. Глинка : Его жизнь и муз. деятельность

Глинка и его эпоха Публикации Архивные материалы
«Руслан» и Русланисты

«Руслан» и Русланисты

Серов А. Н. "Руслан и Людмила" Публикации
Новости 1 - 4 из 82
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все